Библиотечный лонгрид. Что это такое?

Библиотечный лонгрид. Что это такое?

Слово «лонгрид» употребляется в журналистике, библиотечном деле, языкознании, литературоведении, педагогике и других областях. Более того, это устоявшийся академический термин. С 2018 по первый квартал 2022 года вышло более 600 статей рассматривавших данную технологию с разных сторон, и это только в рецензируемых научных изданиях.

Немного теории. Что такое лонгрид?

Библиотеки, работающие с детьми и подростками, всегда были озадачены проблемами поиска способов, методов и приёмов подачи информации с целью активизации интереса детей к литературе и библиотеке в целом, активизации познавательной и творческой деятельности на библиотечном мероприятии. Современный ребёнок — визуал, зритель, художник гораздо больше, чем читатель. В этом аспекте необычайно актуально одно из положений М. А. Рыбниковой, выдвинутое в 1985 году в работе «Очерки по методике литературного чтения»: «Обучение должно быть воздействующим на различные стороны восприятия учащихся, на различные органы чувств и на разные сферы сознания». Отметим, что в психологии давно доказано, что понимание и запоминание информации улучшается, если задействованы все каналы восприятия. Лонгрид успешно справляется с этой задачей.

Чтение детей становится другим — всё чаще им приходится работать с цифровыми носителями информации, где чтение качественно отличается от чтения привычных для нас книг, это доказано учёными, которые наблюдают за когнитивными процессами головного мозга. Сейчас дети уже адаптированы к работе с учебным материалом и чтению текстов в интернете. Поэтому хотелось бы рассказать об актуальной технологии лонгрида и рассмотреть её как наиболее близкий и понятный современным школьникам способ работы с текстами. Но для начала — несколько слов о том, что такое лонгрид.

Рассмотрим два понятия технологии лонгрид, чтобы выявить ядро смысла применительно к библиотеке:

  • Лонгрид — формат подачи медиатекстов большого объёма, характеризующийся высокой степенью креолизации вербальных и медийных элементов. Креолизованный текст — текст, фактура которого состоит из двух разнородных частей: вербальной (языковой/речевой) и невербальной (принадлежащей к другим знаковым системам, нежели естественный язык). Примеры креолизованных текстов — тексты рекламы, комиксы, афиши, плакаты.
  • Лонгрид (мультимедийная история) — это комбинация текста, фотографий, видео, аудио, графики, инфографики в линейном или нелинейном формате, где каждый из видов интерактивности дополняет другой, не являясь самодостаточным и избыточным…

Таким образом, мы видим, что главным в этой технологии является интеграция разных медиа, их сочетание и расположение вокруг текста, темы, проблемы, идеи.

Каким должен быть библиотечный лонгрид?

Применительно к лонгриду в библиотеке можно выделить несколько принципов его составления:

  • тема лонгрида должна быть максимально вовлекающей, интригующей;
  • лонгрид должен быть хорошо структурирован и соответствовать выбранной теме;
  • выбор мультимедийных элементов, из которых будет составляться лонгрид, также должен быть соотнесён с текстом. Каждый элемент должен раскрывать и дополнять смысл вашего лонгрида.

Далее следует подробнее остановиться на описании алгоритма его построения, лонгрид — это такое «устройство», в котором важно представить систему элементов или шагов. Отправной точкой должно быть понимание того, о чём мы будем рассказывать, т. е. тема. Удачно найденная тема может быть началом яркого и интересного по содержанию и структуре лонгрида.

Назовём несколько важных условий, необходимых для поиска тем:

  • тема должна быть понятной детям с точки зрения возраста и достаточно чёткой;
  • тема должна быть интересной, увлекательной, возможно, неожиданной, чтобы её можно было развернуть в оригинальном ключе;
  • тема должна мотивировать юного читателя к поиску связей с ней в самом тексте, к поиску ответов на вопросы.

Что касается структуры, универсального алгоритма структурирования лонгрида быть не может. Ориентирами для выбора структуры, в первую очередь, являются тема и целевая аудитория. Лонгрид состоит из блоков или модулей, которые журналисты нередко называют «кадрами». Каждый модуль включает в себя вербальный элемент (текст) и визуальный (мультимедийные элементы, расширяющие текст). Важно помнить, что в центре лонгрида — одна основная идея, которая является стержнем и определяет всю линию повествования.

Как и в любом другом тексте, в лонгриде действует закон «сильных позиций»: начало текста и его конец. Начало — это тот «крючок», который должен включить внимание аудитории и завладеть им. Финал же должен стимулировать продолжение у читателя чувств и мыслей и рождение новых.

Основная часть лонгрида может строиться по хронологии, а может — путём «нанизывания» на один стержень разных элементов информации. Лонгрид напоминает фильм, в котором каждый кадр связан с последующим. Поэтому переходы между сюжетными частями истории должны быть продуманы так, как будто мы смотрим фильм или листаем его готовый сценарий.

Также мы не можем не коснуться некоторых спорных моментов и даже ошибок, которые могут возникнуть при структурировании и применении технологии лонгрида:

  • перегруженность мультимедийными элементами;
  • нарушение логики при раскрытии смысла темы;
  • включение аудио и видео, которые в смысловом отношении расходятся с темой и смыслом текста.

В целом лонгрид, применительно к библиотечной деятельности — это, бесспорно, технология, направленная на вовлечение в чтение и сотворчество.