Терапевтические сказки. Когда они могут помочь и как их читать?

Терапевтические сказки. Когда они могут помочь и как их читать?
Кратко

Как сказки помогают при тревожности и других проблемах.

Что такое терапевтические сказки? Слыша это название, родители сразу пугаются: «Какая такая терапия? Моего ребенка не нужно лечить, и зачем они вообще нужны!» На самом деле такие сказки — один из способов поговорить с ребенком о важной или сложной теме, не говоря о проблеме напрямую.

Что такое терапевтические сказки? Зачем они нужны?

Обычно речь в терапевтических сказках идёт о каком-то мальчике или девочке, иногда о животных, ведущих себя как люди, и персонажи этих произведений похожи на детей — капризничают, боятся, плачут. Подобрав книгу под конкретный запрос, можно, не ругая малыша напрямую и не указывая на его ошибки, обсудить волнующую проблему.

Сказки способны помочь проработать такие вопросы: страхи, нежелание подчиняться социальным нормам, капризы на пустом месте, беспричинные обиды.

Также сказкотерапия может быть полезной в обучении, особенно творческом развитии ребёнка, развитии его фантазии, способности образно мыслить. На примере героев ребёнок понимает важность таких человеческих качеств, как доброта, бескорыстие. Через сказку он познает мир, ему открывается многообразие вариантов отношений между людьми.

Медитативные сказки помогут тревожному малышу расслабиться, гиперактивному — замедлиться и обратить внимание на какие-то детали и собственные ощущения.

Терапевтические сказки могут использоваться не только родителями, но и воспитателями детского сада. Чтение сказок в группе сближает детей, помогает наладить дисциплину, обогащает словарный запас детей, а также позволяет обсудить с ними сложные ситуации.

Каждый ребёнок поймёт и трансформирует сказку под себя, возможно, захочет нарисовать по ней рисунок, что также благотворно влияет на развитие творческого потенциала. Воспитатель даже может сделать выставку рисунков, но обязательно получив согласие детей, так как это творчество, затрагивающее эмоции и внутренний мир малыша.

Как читать терапевтические сказки?

Как в любом деле, в чтении терапевтических сказок необходимо придерживаться определённых правил. Основные принципы построения терапевтической деятельности:

  1. Чтение должно быть эмоционально окрашенным. Ребёнок должен быть увлечен повествованием, активно его проживать.
  2. Не стоит делать слишком длинных пауз. Ребёнок, особенно гиперактивный и отвлекающийся, выпадет из повествования, и эффект не будет достигнут.
    Актуальная для ребенка проблема должна быть не прописана «в лоб», а зашифрована метафорами и иносказаниями. Особенно это важно для более взрослых детей.
  3. Отрицательные и положительные герои должны быть чётко разграничены. Ребёнок должен понимать, какое поведение является негативным.

Плюс такого метода в том, что родитель сам, без помощи психолога может его использовать. Терапевтические сказки годятся как для малыша 2–3 лет, так и для младшего школьника. Прочитав две-три истории, можно закрепить эффект созданием собственной.

Предложите ребёнку написать сказку, где он будет главным героем, преодолевающим трудности и в конечном итоге, приобретающем желаемые качества. Можно вместе проиллюстрировать книгу и даже напечатать её в типографии. Такой способ лёгок в использовании и не требует от родителей специальных знаний.

В библиотеке большой выбор сказок с терапевтическим эффектом, а также вы можете проконсультироваться у нашего психолога, какая именно сказка или сборник лучше всего подойдет под ваш запрос.

Что почитать?

  1. Бокова Т. В Пусть тебе приснится сказка / Т. В. Бокова — Санкт-Петербург: Речь, 2014. — 48 с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д Основы сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева — Санкт-Петербург: Речь, 2010. — 172 с.
  3. Кедрова Н. Азбука эмоций / Кедрова Н.; ил. Е. Хломовой. — Москва: Редкая птица, 2020. — 112 с.
  4. Кузнецова С. А. Уроки сказок: программы занятий по творческому развитию детей / С. А. Кузнецова. — Ростов на Дону: Феникс, 2009. — 282 с.
  5. Куриленкова Т. Королева Доброта / Т. Куреленкова — Москва: Клевер-Медиа-Групп, 2019. — 32 с.
  6. Лежебока, жадина и другие. Народные воспитательные сказки / под ред. О. П. Юрченко — Санкт-Петербург: Речь, 2011. — 64с.
  7. Сказки НЕпослушных малышей / ред.-сост. Ж. Романенкова; худож. Е. Плаксина. — Санкт-Петербург: Речь, 2014. — 80 с.
  8. Сонные сказки / илл. Е.Плаксина. — Санкт-Петербург: Речь, 2012. — 63 с.